בס''ד 

 

                Почему замечания не дают желаемых результатов?

                      Из серии «Секреты успешного общения»

                                            Выпуск 2

 

      Всем нам когда-то приходиться делать замечания или использовать критику.  Мы можем делать замечания близким людям и совсем незнакомым.

Когда мы вынуждены этим заниматься? Когда видим, что человек ведет себя нехорошо, или у него что-то не в порядке,   или человеку что- то угрожает (например, пешеход не заметил машину на повороте).

     Мы думаем, может быть, человек чего-то не видит, или не осознает. И мы пытаемся «открыть» ему глаза. Иногда замечание как-то связано с нами, то есть происходящее нам мешает. Мы пытаемся изменить ситуацию и говорим о том, что нам не подходит.  В  других  случаях это не связано непосредственно с нами. Если в первом случае у нас есть какой-то интерес,  то во втором случае мы это делаем вроде бы для пользы  другого человека, а не своей собственной,  то есть бескорыстно  ( учебу и тренировки мы пока не рассматриваем).

     Но и в одном,  и в другом случае результат обычно  отрицательный. Наш оппонент начинает возмущаться. Нередки такие высказывания:

              -Кто он такой?

              -Пусть на себя посмотрит,

              -Много на себя берет и т. д.
Но почему? Мы же хотим человеку добра! Помочь ему. Почему такая неблагодарность?  Давайте попробуем разобраться. Что происходит в сознании человека, когда на него направлена критика? Причем  совершенно неважно (это интересный момент) признает  он (она ) эту критику или нет.

Человек ощущает, что его очень важную, можно сказать сущностную составляющую  атакуют . Кто-то пытается разрушить его устоявшийся мир.

Возможно это какая-то давняя привычка. Человек говорил или поступал так вчера, позавчера, может быть много лет и к этому привык.

     И сознание  критикуемого начинает сопротивляться этому негативному воздействию. Включается, если можно так сказать, определенная программа.

Он уже не слышит наших замечательных аргументов. У него теперь другие проблемы.  Как обить атаку, как восстановить свой статус?  И его сознание этим и занимается.

      Есть ученые, которые полагают, что мы получаем результат  противоположный тому, который мы ожидали.

      Психолог  Мирьям Адахан «Аэробика духа» пишет: «Ваши  гримасы, критика  еще никого не сделали  более сговорчивым и деятельным. Обычно люди становятся еще тупее и неприятнее, когда их критикуют»

      Психотерапевт Михаил Покрасс  считает, что критикуемое качество после критики усиливается, то есть  положение еще более ухудшается. Объясняет он этот феномен следующим образом. Человек, как правило знает ( осознанно или на подсознательном уровне) о  своем недостатке  и по мере своих возможностей пытается контролировать  ситуацию. Когда такого человека  неумело раскритиковали – он уже занимается ( мы уже об этом говорили ) обороной, оправданием, а его недостаток становится бесконтрольным и может проявиться еще сильнее.

    Что же делать, спросите вы, мириться со всеми безобразиями и неприятностями и вообще не делать замечания?  Думаю, что нет: мириться со злом и неприятностями не стоит. Зло, которое мы стараемся не замечать, только разрастается. Но и замечания нужно делать умеючи, чтобы они достигли своей цели. Об этом я попытаюсь написать в следующей статье из серии « Секреты успешного общения».

       Автор Салганик Меира (Ирина), руководитель тренинга «Секреты успешного общения» .

 

 

© meira-koach

Создать бесплатный сайт с uCoz