בס''ד 

                         Технология успешных замечаний

                        Из серии «Секреты успешного общения»

                                            Выпуск 3

      Дорогие читатели , я продолжаю тему проведения замечаний. В  предыдущем выпуске :   «Почему замечания не дают желаемых результатов?» Я попыталась показать, что реакция на замечания и критику, как правило,  негативная, и объяснила почему.

    Что же нам делать, если мы вынуждены высказать замечание или критику? Дело в том,   что замечание или критика сродни медицинской процедуре (по болезненности и по желанию пациента ее принимать).  А что предшествует медицинским процедурам?  Обезболивание!  Сказать человеку что-то хорошее о нем, а потом вставить критическое замечание.  Психолог и раввин Ашер Кушнир рекомендует счет 5 к 1 или 10 к 1, то есть на 5-10 похвал  сделать  1 замечание.   Формулировать само замечание желательно  мягко, подобрав подходящий момент.

    Очень неплохо сформулировать критику или замечание или упрек   в виде вопроса, тогда человек сам сможет объяснить ситуацию, не дожидаясь нашей интерпретации. Например: «Почему ты не приехала ко мне, как мы договорились,  и не позвонила?» Может быть такой  ответ: « Извини, я приболела, и у меня так болела голова, что мне трудно было позвонить.»    То есть нам все равно неприятно, что мы потеряли время и нервничали, но по крайней мере ситуация прояснилась без ссоры.

     Попробуем свести правила успешных замечаний в список:

  1. Стараться говорить так, чтобы человек не рассердился.
  2. Делать замечание наедине, без свидетелей.
  3. Не говорить человеку, что он «тупой», «неаккуратный» и т.д., а просто объяснить его промах.
  4. Использовать намеки, рассказы.
  5. Задавать вопросы вместо утверждений.
  6. В общении с мужем и особо чувствительными  к критике людьми заменить упрек  на свои чувства и ощущения.
  7. Делать замечание уважаемому человеку вообще не стоит, но можно при случае спросить у него, почему он так сказал или поступил.
  8. Если мы понимаем, что реакция человека будет резко негативной, то имеет смысл промолчать с тем , чтобы не спровоцировать ссору или даже скандал.

По поводу пункта№ 6 :нужно высказывать свои чувства и ощущения как можно понятнее, без тумана и намеков.  М. Розенберг в книге «Ненасильственное общение» приводит такой пример. Одна женщина, участвующая в тренинге жаловалась, что ее муж проводил на работе слишком много времени и рассказала: « Я попросила , чтобы он не торчал столько времени на работе. Три недели спустя он объявил, что записался на турнир по гольфу.» На самом деле она хотела, чтобы муж проводил больше времени дома с ней и детьми. А чего она добилась?

То есть продумывать свои слова очень важно, с тем,  чтобы было ясно, что же именно вы хотите.

    На моем тренинге «Секреты успешного общения» мы проделывали  такое упражнения.   

          Задание 1

.    Выберите  оценку фразы:

1) Ты опять не оплатил счета?

       А) уместная                ___

      Б) ошибочная              ___

      В) затрудняюсь                      

               Задание 2

     Выберите новую фразу вместо 1)

А)Ты уже оплатил счета?

Б)  Когда ты сможешь оплатить счета?

В) У нас из-за неоплаченных светов могут быть неприятности

Г)___________________________________________________  

Автор Салганик Меира (Ирина), руководитель тренинга «Секреты успешного общения» .

 

 

© meira-koach

Создать бесплатный сайт с uCoz